среда, 22 августа 2012 г.

Железный Феликс

Достал я тут из недр одного из своих шкафов Железного Феликса. Нет, не портрет Эдмундовича, а советский арифмометр марки "Феликс", сделанный в Курске. Хотя назван он в честь председателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского.



На корпусе намертво пробита цена, 13 рублей. А год к моему удивлению нигде не пропечатан. Однако известно что эта марка выпускалась в 1950-1970 г.г. Сей арифмометр относится к арифмометрам системы Однер, главным элементом которых является колесо Однера, шестерня с изменяемым количеством зубцов.
Что представляет собой этот экземпляр? Все просто, рычажки для набора девятиразрядного числа т.е. от нуля до 999 млн., счетчик оборотов на восемь разрядов, счетчик результатов сложения-вычитания на целых 13 разрядов (на моем калькуляторе только 12), каретка сдвига разряда. Ну и Крутильная Ручка.
Посидел я побаловался им, вспомнил как на нем складывать, как вычитать. И подумалось мне а как на нем умножать и делить крупные числа? к примеру 888888х100500, в лучшем случае ручку придется крутить 100500 раз ))), Нет, сам себе говорю, что-то тут не так, должен быть способ проще. Например взять калькулятор И способ я нашел, для этого нужно как раз использовать каретку и в результате этого примера крутить ручку придется всего шесть раз.
И когда я постиг дзен работы с этим агрегатом, я обнаружил что счетчик оборотов не обнуляется в последнем разряде, там всегда еденица после сброса. Не дело, подумал я, тру мастер этого так не оставит. И вместо того чтобы пить холодное пиво в отпуске или играть в Рифт, я раскрутил всю машинку.


На этой фотке она еще довольно в собранном варианте, на деле мне пришлось до каждой шестеренки ее разобрать. Разобралось быстро, а вот обратный процесс это как процесс деления на этой же машинке, довольно трудоемкий, это вам не компьютер, тут точность нужна.
Однако косяк был найден, устранен и потратив несколько часов на сбор и протерев циферки спиртом я почувствовал благостную умиротворенность.
Кстати с делением я самостоятельно не совладал и воспользовался подсказкой отсюда.


З.Ы.
Баловался с делением по всякому и нашел преимущество арифмометра перед калькулятором. Калькулятор тупо разделит число и если деление неровное он его округлит до своей максимальной разрядности. А арифмометр выводит число по разрядности и показывает остаток, который мы может с чистой совестью продолжить делить до бесконечности и получим точность деления пропорциональное усталости руки.

4 комментария:

Flopik комментирует...

Учитывая мое отношение к рифту - лучше феликсов осваивай, хотя и феликс не ...

Анонимный комментирует...

Вот это упёрство! пардон ...упорство!))) (Naher)

Анонимный комментирует...

Жениться вам надо батенька...И не будет столько свободного времени... Юкоб.

Анонимный комментирует...

Вообще-конечно КЛАСС!!!